ПРИМЕР ТОГО, КАК ПРАВИЛЬНО ПРИЗЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПОПАВШЕГО В БОЛЬШОЙ ШИРК
Шейх ‘Абд-ур-Раззакъ аль-Бадр, да хранит его Аллах, сказал:
«Я никогда не забуду случай, который произошел со мной много лет назад с одним человеком. Однажды после закатной молитвы рядом со мной в мечети сидел один человек. Я читал Коран, а он поднял свои руки, обращаясь с мольбой. Далее он еще усерднее стал обращаться с мольбой, заплакал, и можно было услышать, как он стал рыдать. Я услышал, как он стал плакать, и это отразилось на нём проявлением еще большей смиренности.
Но когда он немного повысил свой голос, я с удивлением услышал, как он говорит в своей мольбе: «О, Посланник Аллаха!». Он смиренно плакал, показывая свою униженность, и говорил в своей мольбе: «О, Посланник Аллаха!», перечисляя в мольбе свои нужды. Плача, проявляя смиренность и показывая свою униженность, он рассказывал о своих нуждах, говоря: «О, Посланник Аллаха!» Да благословит его Аллах и приветствует. Этот человек обращался за помощью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Я долго разговаривал с этим человеком. Я начал свой разговор, спросив о том, как его здоровье, из какой страны он приехал, как поживают его дети, как прошло его путешествие и тому подобных обычных вещах. Затем, когда этот человек втянулся в разговор со мной, я перешел к другому вопросу – к важности мольбы с точки зрения религии. Я сказал ему: «Мольба — это великое деяние и его положение в религии велико!» Я начал цитировать ему аяты из Корана и хадисы, в которых говорилось о достоинстве мольбы. Тогда человек очень обрадовался, потому что он также обращался с мольбой. Я процитировал ему аяты и хадисы, в которых говорилось о достоинстве мольбы и о его положении. Затем он еще больше расположился к разговору со мной, в то время как я рассказывал ему о достоинстве мольбы и его высоком положении в религии. Складывалось впечатление, что у этого мужчины были какие-то сложности, проблемы и нужды, и он плача обращался к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой решить их и избавить от них. Затем, после речи о достоинстве мольбы, я перешел к следующей теме – к тому, что обращаться с мольбой можно только к Одному Аллаху, Пречист Он и Возвышен, и это только Его право. Я сказал ему, что этот вопрос ясно и однозначно разъяснен в Священном Коране так, что в его понимании нет никакой сложности. после чего прочитал ему ряд аятов:
وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِن قِطْمِيرٍ * إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ ۚ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ
«…а те (идолы и измышленные божества), которых вы молите помимо Него Аллаха, не владеют и кожицей (финиковой косточки). Если вы обращаетесь с мольбой к ним к идолам и измышленным божествам, они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам. А в День Воскресения они те, кому вы поклонялись, кроме Аллаха откажутся от вашего многобожия. И никто не поведает тебе (о, Пророк) так, как Ведающий (Аллах)!». (Сура «Фатыр», аяты 13-14)
Я прочитал ему слова Всевышнего:
قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِهِ فَلَا يَمْلِكُونَ كَشْفَ الضُّرِّ عَنكُمْ وَلَا تَحْوِيلًا
«Скажи (о, Пророк) (этим многобожникам): «Призовите тех, о которых вы утверждали (что они достойны поклонения), кроме Него Аллаха (и что они заступятся за вас пред Ним): они не в состоянии отвратить зло от вас избавить от постигшей беды или перенести (эту беду) (на других)!»». (Сура «аль-Исра», аят 56)
Также прочитал слова Всеблагого Всевышнего Аллаха:
قُلِ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُم مِّن دُونِ اللَّهِ لَا يَمْلِكُونَ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِن شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُم مِّن ظَهِيرٍ
«Скажи (о, Пророк) (этим многобожникам): «Призовите тех, о которых вы утверждали (что они достойны поклонения), кроме Аллаха! (Пусть они помогут в том, в чем вы нуждаетесь)». Они те, которых вы взяли за богов не владеют (даже) весом пылинки на небесах и на земле; и нет у них у этих божеств там на небесах и на земле (никакого) соучастия, нет для Него среди них среди ваших божеств помощника Аллах ни в чьей помощи не нуждается.». (Сура «Саба», аят 22)
И прочитал слова Всевышнего:
وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللَّهِ مَن لَّا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَىٰ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ
«И кто (же) более заблудший (и невежественный), нежели чем тот, кто обращается (с мольбой) кроме Аллаха к тем (измышленным богам), которые не ответят им (на их просьбы) до Дня Воскресения; и они ложные божества к их мольбам беспечны даже и не знают что к ним обращаются.» (Сура «аль-Ахкъаф», аят 5)
Аятов на эту тему очень много.
Затем я перешел к Сунне, и упомянул ряд пророческих хадисов, и все это время этот человек слушал меня. После этого я привел в пример несколько вариантов мольб, с которыми Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху.
Я сказал ему: когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с просьбой исцелить от болезни кого-либо из больных, как это сообщается в хадисе от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), то говорил: «Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты − целитель, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, исцели же так, чтобы после этого не осталось болезни!» (аль-Бухари 5743, Муслим 2191).
Выходя из своего дома, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно произносил такие слова: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сбиться с пути или оказаться сбитым с него; от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться; от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо; от того, чтобы поступать подобно невежественным, и от того, чтобы другие поступали так со мной». (Сахих ибн Маджах 3134)
Также когда он (да благословит его Аллах и приветствует) ложился на правый бок в постель, то говорил (перед сном): «О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело своё, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал». И, поистине, если после этого ты умрёшь этой ночью, то умрёшь в присущем тебе от рождения состоянии, а если доживёшь до утра, то обретёшь благо». (аль-Бухари 6313, Муслим 2710)
Я привел этому человеку ясные примеры, которые нельзя понять иначе, которые поймет даже простолюдин, не говоря уже о более знающем человеке. Затем я закончил свою речь, а он всё это время внимательно слушал. Тогда я захотел убедиться, понял ли этот человек упомянутые мной аяты или нет, усвоил ли он их или нет.
Я обратился к нему с вопросом, который сам по себе не является правильным в такой ситуации, но я пожелал задать его для того, чтобы удостовериться. Я спросил у него: «Что ты думаешь по этому поводу? Каково твоё мнение о том, что я сказал?» Я адресовал этот вопрос ему с целью понять: усвоил ли он услышанное или нет? Я сказал ему: «Что ты думаешь о том, что я сказал?»
На что человек ответил мне удивительными словами, которые напомнили мне высказывание имама аш-Шафи’и (да одарит его Аллах Своей милостью). Этот человек ответил мне удивительными словами. Он сказал: «Ты спрашиваешь у меня: «Каково твоё мнение?», в то время как ты прочитал мне аяты и хадисы?!» Он сказал: «Ты спрашиваешь у меня: «Каково твоё мнение?», в то время как ты прочитал мне аяты и хадисы?!» Эти его слова напомнили мне о высказывании имама аш-Шафи’и (да одарит его Аллах Своей милостью). Однажды, имам аш-Шафи’и (да одарит его Аллах Своей милостью), был спрошен касательно какого-то вопроса, и он ответил на него, рассказав хадис. Тот человек спросил: «А каково твоё мнение?» Спрашивающий сказал ему: «А каково твоё мнение?», на что аш-Шафи’и разгневавшись, сказал: «(Свят Аллах!) Ты что видел меня с крестом на груди?! Или ты видел меня с бутылкой опьяняющего в руке?!» Я тебе говорю: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил так-то и так», а ты говоришь: «А каково твоё мнение?»?!” (См.: «ас-Сияр» 10/34, «И’лям аль-мууаккъи’ин» 2/285). Не подобает задавать такой вопрос!
Тот мужчина сказал мне: «Ты спрашиваешь у меня: «Каково твоё мнение?», в то время как ты прочитал мне аяты и хадисы?!»
Я ответил: «Да, я спрашиваю у тебя: «Каково твоё мнение?» И это потому, что я услышал, как в своей мольбе ты сказал так-то и так-то, а спрашивая, что ты об этом думаешь, я хотел узнать, понял ли ты смысл аятов и хадисов, прочитанных мной? Усвоил ли ты сказанное мной и принял ли ты это? Или же у тебя другое мнение, противоречащее этим аятам?
После чего человек сказал мне слова, которые были более удивительными, чем первые. Он сказал мне: «Я из такой-то страны», — и назвал свою страну. Он назвал мне свою страну, сказав: «Я из такой-то страны. Никто мне не говорил раньше такого!» Это сильные слова! Он сказал: «Я из такой-то страны. Никто мне не говорил раньше таких слов!»
И тогда я понял, что он вырос в стране, где при проведении пятничных проповедей людям сеют имамы сомнения, при проведении уроков сеют сомнения относительно этой темы, при чтении книг сеют сомнения. Книги, которые вокруг него переполнены сомнениями в этой теме. Этот человек родился, жил и вырос в стране, в которой не слышно ничего, кроме сомнений и лжи. Но о ясных аятах, в которых говорится о единобожии, ничего не рассказывают и скрывают их. Также в подобных странах предостерегают от правильного понимания подобных аятов»
Сл.: «Шарх аль-усуль ас-ситта», урок 1.
https://vk.com/video-74185212_456239939
https://youtu.be/zAnWlJlVjGU
Аноним